Охранительная функция дома
Было верно подмечено, что строящийся дом — это мечта о лете, отпуске, новых возможностях и впечатлениях; а уже построенный— это мечта... об эпитафии на кладбище...
На развитие традиционного русского дома оказала немалое влияние церковная архитектура: восточнославянские церкви строились не прямо на земле, а на деревянном цоколе. Высокие русские полати под потолком также греческого происхождения.
Как и переезд в новый дом, так и закладка нового дома всегда сопровождались особыми ритуалами, особенно при выборе места под строительство нового дома. Поскольку дом символически олицетворял Мир, Вселенную, то он продуманно отражал строение бытия: тело, душу и дух. А мы твердим про «интуитивную нейтрализацию» воздействия неблагоприятных геопатогенных зон... Было целостное построение мира — это было естественной жизнью, бытием, а не пустым подражанием традиции предков. Но сама традиция за последние 70 лет не часто вспоминается. Утеряны корни? И почему принято думать, что старое — обязательно плохо? А может быть, следует вспомнить, что «все новое — хорошо позабытое старое», чтобы внимательнее и бережнее относиться к наследию прошлого. Мы всезнающие взрослые люди с укоренившимися привычками, а ведем себя, как дети, весьма наивно. Стремительно, словно боимся не успеть, осваиваем идеи дизайнеров, рвемся к новому — при этом не расставаясь со старым, прошлым опытом.
Сила дома, как и сила семьи,— в прочности. И чистоте.
Для русского человека дом генетически... почти живое существо. И дело не в персональных барабашках и домовых.
Особое устройство дома осознанно или интуитивно понимали наши предки.
Человек состоит из тела как такового, души и духа, обитающих в нем. Порядок в «доме души» наступает только при руководстве (господстве) духа. Тогда тело становится прообразом храма.
В храмах всех религий во все времена выделяются три части: двор, святилище и «святая святых» — алтарь. Такое же трехчастное строение, как и у человека, тот же образ построения был принят за основу построения русского дома — по византийскому образцу.
Дом в славянской народной культуре — средоточие всех жизненных ценностей, счастья, достатка, единства и чистоты семьи и рода (включая не только живых, но и предков). Заметьте — достатка, а не материального благополучия. В чем разница? Есть. Дом, сооруженный руками хозяина или его родителей, воплощает идею семьи и рода, неразрывной связи предков и потомков. Начиная с самого первого действия по сооружению жилища, все последующие сопровождались многочисленными символическими действиями. Дом противопоставлялся окружающему миру как пространство закрытое — открытому, безопасное — опасному, внутреннее — внешнему. Дом дает определенную модель, позволяющую воспроизводить картину мира: четыре стены дома обращены к четырем сторонам света, а фундамент, сруб и крыша соответствуют трем уровням вселенной (преисподняя — земля — небо). Передний угол считался почетным местом, и в некоторых обрядах, главным образом во время трапез, ему придается особое значение. Порог также считался сакральным местом. Наиболее почитаемым местом является красный угол, однако не менее значима и расположенная по диагонали от него печь. (Красный угол — это не «Красный уголок» в ЖЭКе, а специальное место в комнате, отведенное для семейных святынь. Такой святыней, например, были иконы, которыми благословляли молодых на брак или с которыми венчались и т. д.)
Целая система бытовых запретов у наших предков была направлена на то, чтобы удержать счастье в доме, то есть по сути — сохранить семью и род. Прежде всего — не нарушать заповеди. Через эти правила и традиции и хранилась чистота не только в доме, но прежде всего чистота рода, и, значит, обеспечивалось его продолжение. Ибо древние, что не значит темные сознанием, главным своим богатством считали детей, и детей хороших, то есть угодных Богу.
Важнейшая символическая функция дома — защитная. Нарисованные или вырезанные на дверях и над окнами кресты, заткнутые за ними серпы и другие металлические предметы и освященные травы обеспечивали дому надежную защиту от нечистой силы. С языческими отголосками до сих пор с попеременным успехом разбирается церковь (обычаи и предрассудки в подсознании генетически запрограммированы, как заметила бы наука).
Дом, как и семью, надо беречь и хранить. Но не о государственной службе спасения идет речь или о группах энтузиастов, специализирующихся на поиске геопатогенных зон в квартире. Впрочем, пожалуйста, есть к вашим услугам и другие методики взаимодействия с... «атмосферой дома». Но они нам ни к чему. Нам следовало бы «чаще прибегать к благодатному освящению через действие святой воды».