Даже в живописи цвет никогда не был одинаков.
Визуальная революция цвета в живописи прослеживается от Египта до Рима, от романского искусства до искусства Нидерландов XV века, от натурализма XIX века к импрессионизму, от «ташизма» до «минимализма». В живописи эти периоды отмечены ярко выраженными противоречиями или предложениями нового материала. Нам же может быть интересно, рассматривая эти дивные произведения, увидеть различные интерпретации цвета по смыслу, приписываемые образу в том числе.
Давайте немного отвлечемся и продолжим разговор о роли цвета и света в культуре. С самого начала возникновения цивилизаций существовали условности связи цвета и символики. Еще в Египте живопись была частью ритуала, включавшего в себя также скульптуру, мебель и даже письменность. До сих пор для искусствоведов открыт вопрос: можно ли говорить об особом древнеегипетском видении света или особом средневековом? Или о византийской Живописи, унаследовавшей греческие традиции, в которой по Цвету определялась внутренняя «ирреальная» среда. Когда-то каждая краска имела свою стоимость, определявшуюся «секретом» приготовления. Но индустриальная революция привела к созданию многочисленных синтетических красителей, изменив живопись по сути. Когда используются масляные краски, то, как отмечают искусствоведы, между оптическим пространством и живописным светом устанавливался двусторонний обмен — отсюда и новое видение, при котором цвет и свет сами по себе становятся главной темой картины.
Многие художники исходили из равновесия между цветом и образом, определенным цветом и рисунком, далее в развитии живописи появился свет, от которого, естественно, зависит цвет. Это соотношение от цвета к свету развивалось от венецианской живописи к импрессионизму.
В наши дни новая напасть — художник разрешает сложные задачи соотнесения физического эффекта цвета с психобиологической предрасположенностью зрителя. Используя новые точки зрения на цвет, связанные с исследованиями в области психологии и биологии, а также с созданием множества красок и синтетических связующих веществ, он открывает новые возможности использования цвета не только в живописи, но и в архитектуре, он создает новое пространство-цвет. Воздействие на психику огромное! Впечатление — колоссальное. Как реагирует психика? Индивидуально!