Цветоощущение
У каждого цвета, как говорят специалисты (цветотерапевты или хромотерапевты, как их еще называют), своя психологическая (а также лечебная, медицинская) полезность. Правильно подбирая цветовую гамму в одежде или обстановке квартиры, можно помочь самому себе преодолеть плохое настроение, болезни, стрессы, улучшить настроение. Поэтому многим полезна вместо аптечки — радуга, а вместо таблеток — нет, не разноцветные пилюли, а разноцветные лучи. Врачи не предлагают полностью заменить лекарства цветными лампочками и очками с разноцветными стеклышками, но рекомендуют воспользоваться советами хромотерапии. Например, хромотерапия успешно используется в диетологии. Речь идет о так называемой «радужной» диете, при которой чем больше оттенков окажется у пищи на вашей тарелке, тем лучше. Трудно представить себе исключительно розовую пищу на розовой тарелке, еще труднее убедить себя в том, что это помогает, но цветотерапевты уверяют — это работает. Цветоощущение — процесс сложный и зависит от многих факторов, как-то душевное и физическое состояние, а также от воздействия внешней и внутренней среды. Следовательно, роль цвета в гармонизации психического состояния в интерьере весьма велика. И тут слово — физиологии. Современной наукой давно подтвержден тот факт, что разные цвета спектра оказывают различное воздействие на мозг, вообще на состояние здоровья и прежде всего на настроение. Ученые заметили, что каждый из отделов головного мозга человека по-разному реагирует на тот или иной цвет. Кора головного мозга несет биологически-охранную функцию и особенно чувствительна к зеленому цвету. Промежуточный мозг отвечает за импульсивные, эмоциональные действия. Его цвет — красный. Полушария головного мозга отвечают за все рациональное и в первую очередь реагируют на все оттенки синего. Было установлено, что раздражители, возбуждающие симпатический отдел нервной системы (тепло, вкус сладкого, запах герани, резкий шум), усиливают чувствительность зрения к зелено-синим цветам и снижают чувствительность к теплой гамме красно-оранжевых цветов. А раздражение парасимпатических отделов нервной системы повышает способность воспринимать красно-оранжевые цвета и снижает чувствительность к сине-зеленым. Цвет «управляет» нами через глубинные уровни подсознания. Цвет воздействует на нас, но не конкретно и жестко, делая поведение бесконтрольным, а ведет нас неведомыми тропин ками чувств и желаний, включая и усиливая то, чего, быть может, нам не достает, о чем мы либо не знаем, либо это в нас «дремлет». Цвет направляет, заставляя нас видеть, а точнее, чувствовать по-новому. По-новому? Поясняем! Обозначая цвет конкретным чувством, а чувство — цветом, мы воспринимаем цвета в зависимости от самих цветов, их яркости, чистоты, насыщенности или от особенностей нашего восприятия. Как было верно замечено: «цвет для художника не тд же самое, что цвет для физика»,— хотя для того и другого цвет становится определяющим феноменом в работе. Художник сам манипулирует (творит!) материалами, текстура и содержание которых обусловливают оптические эффекты, которые он хочет придать своему произведению, то есть оперирует своим собственным субъективным выбором. У художника цветовое виденье зависит от субъективности. То есть «объективные» свет и цвет, в свою очередь, зависят от воображения. Цвет в этом случае выражает самого автора и является результатом его художественных исканий и выбора техники. Это — в искусстве, когда цвет обозначает перемены.