Масштабные архитектурные проекты.
Одним из самых масштабных и эпатажных архитектурных проектов молодой советской власти, до сих пор поражающих воображение, стал Дворец Советов. Пролить свет на то, откуда взялась идея использовать здание в качестве пьедестала для огромной скульптуры вождя пролетариата, а также выяснить некоторые другие детали этого предшественника знаменитых московских высоток попытались кураторы выставки "Итальянский дворец", открытой до 20 февраля в анфиладе Музея архитектуры имени А.В.Щусева.
Искусствоведы Ирина и Владимир Седовы достали из запасников два проекта дворца: проект-победитель Бориса Иофана, архитектора Дома на набережной, советского павильона для парижской выставки 1937 года, а также многих других известных зданий, и проект его римского учителя Армандо Бразини, участвовавшего лишь в одном туре конкурса. Оказывается, именно итальянец, всю жизнь увлекавшийся изучением имперской архитектуры Рима, предложил водрузить монумент Ленина на вершину Дворца Советов. Эта идея понравилась властям, после чего и было рекомендовано советским зодчим непременно ею воспользоваться. На выставке посетители могут увидеть большую часть планов, фасадов и перспектив проекта Бразини, варианты разработки окончательного проекта Иофана, включая макет и интерьерные рисунки. Отдельный зал кураторы отдали под экспозицию работ этих зодчих, передающих их восхищение римской архитектурой и выполненных еще до конкурса. Есть тут и зал с несколькими конкурсными проектами других авторов. Посмотрев на них, сразу понимаешь, что башня Иофана должна была победить — остальные работы, в большинстве своем, по-модернистски горизонтальны, что не соответствовало тому пафосу, который сопровождал саму идею Дворца Советов. А он, по словам Луначарского, задумывался не только для того, чтобы служить "вместилищем необычайно многочисленных, соответственных нашей истинной демократии, народных собраний, но и для того, чтобы дать Москве некоторое завершающее здание, чтобы дать Москве — красному центру мира — зримый архитектурный центр". Проект был очень близок к реализации: снесли храм Христа Спасителя, залили фундамент, лишь начало Великой Отечественной войны не дало довести дело до конца. Авторы остались буквально в шаге от того, чтобы попасть в историю как создатели Восьмого чуда света, которым, без сомнения, мог бы стать этот Дворец. Кстати, в последнем зале анфилады среди других планшетов с "последворцовыми" проектами Иофана представлены и работы, содержащие предложения, что можно было бы возвести на существующем фундаменте, однако все они блекнут перед первоначальной задумкой, хотя бы по причине ее масштабности. Выставка организована при поддержке Итальянского Института Культуры и компаний KEPAMOSrV и MARSHALL estate.